«Одигитрия»
Икона почитается у верующих чудотворной, празднование в её честь совершается: 2 (15) июля (в праздник Ризоположения), 7 (20) июля и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Великого поста)
Одигитрия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом.
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
Влахернская икона является редким образцом рельефных икон.
В источниках XVII века и в литературе XVIII-XIX веков она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством.
Еще во время пребывания Влахернской иконы в Константинополе Константинопольским Патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, в которой отмечена одна важнейшая особенность Влахернской иконы:
она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. является мощевиком-реликварием. В литературе XIX века имеется упоминание о составе мощей - это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских.
Интересна история воздвижения Влахернского храма.
***
Влахернский храм
О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части Константинополя – Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников – Покров.
В середине пятого века в эпоху правления византийского императора Льва I Макелы двое его приближённых Гальбий и Кандид отправились в паломничество на Святую Землю. В селении неподалёку от Назарета они решили переночевать в доме одной благочестивой женщины. Их внимание привлекли горящие свечи и курящийся фимиам.
На вопросы, что за святыня хранится в доме, хозяйка долго не хотела давать ответ. Когда после неотступных просьб гостей она всё-таки уступила, то оказалось, что это была Риза Божьей Матери. Перед самым своим Успением Дева Мария подарила её одной благочестивой вдове, завещав передавать по наследству.
Гальбий и Кандид смогли убедить женщину в необходимости отвезти святыню в столицу империи.
В Константинополе по такому случаю решили воздвигнуть отдельный храм вокруг чудодейственного источника во Влахерне — живописном местечке на побережье бухты Золотой Рог, где издавна жили влахи, то есть румыны и западные славяне.
В 474 положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события отмечается церковью 2 июля – в престольный праздник Ризположенских церквей. Храм этот сгорел в 1434 году.
***
Но был во Влахернах и другой богородичный храм, где находилась икона Присно Девы, сопровождавшая многих византийских императоров в их военных походах. В 435 г. византийская императрица Августа Пульхерия, возвела церковь. Император Юстиниан пристроил к ней две арки, и храм приобрел форму креста. Они всегда брали эту святыню с собою как главную свою защитницу, дабы «православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери».
Икона эта, получившая название Влахернской, промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней.
По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой.
***
Исторический путь Иконы
Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора Феодосия II (408 — 450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436 -437 годах, приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии.
Икона была поставлена Пульхерией в храме, находившемся в Влахернах, и с тех пор святыня носит имя Влахернской.
Вышеупомянутая Свидетельствованная грамота Патриарха Паисия впоследствии вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана на Русь, видимо в ответ на запрос царя. В этих документах икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма.
Согласно грамоте, во времена императора Ираклия икона Божией Матери «Одигитрия» спасла Константинополь от нашествия персов и аваров (626), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата Константинополя турками (1453) Влахернская икона была перенесена в монастырь Христа. Перед тем как храм монастыря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали Влахернскую икону в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, которая и принесла ее в дар протосинкеллу (настоятелю) Иерусалимского подворья в Константинополе Гавриилу.
Согласно сведениям XVII века, Чудотворный образ был прислан в Москву из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла Гавриила. Торжественная встреча иконы состоялась 16 октября 1653 (7162) года.
Отношение к Влахернской иконе как к покровительнице Константинополя и греческих императоров сразу же поставило ее в ряд важнейших святынь русского государства.
Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники.
Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ, о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресвятой Богородице, 1-й кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое Влахернскую икону.
В праздник новолетия (1 сентября) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери,- как символ покровительства, которое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому государству. В этом качестве Влахернская икона сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь.
В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец, которые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.
В 1812 году, во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной.
В 1813 году икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле - надпись по-русски о поновлении с датой 1 августа 1813 года.
В 1918 году в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. Влахернская икона, была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля.
В 1931 году, когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. ...
***
В 1983 году икона была отреставрирована в ВХНРЦ Л. А. Дунаевым: с полей и фона иконы были сняты слои поздних записей, на фигурах из-за фрагментарной сохранности авторского слоя прописи были оставлены, за исключением небольшой пробы на левом плече Младенца. Фрагменты первоначальной живописи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток.
В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Известно три списка иконы, сделанных в различное время:
1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее.
2. Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове).
3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).
Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих».
В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.
Храмы в честь Влахернской иконы
1. В Кузьминках
2. В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III) в честь Влахернской иконы Божьей Матери был построен Бедийский собор, в котором сам царь позже был похоронен.
3. В 1825—1830 годы в грузинском городе Зугдиди была построена Влахернская церковь в которую поместили чтимый в Грузии список иконы. Средства на строительство выделил император Александр I, которому этот список был прислан в дар мегрельской княгиней Нино.
Источники: Википедия, http://fotki.yandex.ru/users/kondoribbrat/ и др.
|
|